19 Май Людмила Алексеенко: дополнительное образование – возможность найти работу по душе и оставаться первоклассным профессионалом
Начальник Управления дополнительного образования ДГТУ Людмила Алексеенко рассказала о том, как вуз помогает безработным трудоустроиться, а дипломированным специалистам оставаться востребованными в мире стремительно меняющихся технологий.
— Людмила Николаевна, какие задачи решает сегодня система дополнительного образования?
— Востребованность дополнительного образования растет, и это обусловлено спецификой сегодняшней реальности, буквально пронизанной высокими технологиями, которые стремительно развиваются и очень быстро меняют рынок труда. Даже требования к базовым навыкам и знаниям, которые ранее годами оставались неизменными, новые технологии на протяжении вашей профессиональной карьеры могут менять неоднократно. Молодой специалист запросто может обнаружить, что, отучившись 4 года в университете, не владеет какими-то актуальными для рынка компетенциями. «Атлас новых профессий», разработанный Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково», прогнозирует, что через 5-10 лет исчезнут либо трансформируются около 70 профессий. Дополнительное образование помогает в этой непростой ситуации оставаться востребованным специалистом. На обучающие курсы в ДГТУ нередко приходят профессионалы высочайшего класса, и мы просто обязаны, будучи на стыке науки и образования, досконально разбираться в последних изменениях, которые переживает та или иная отрасль, знать вдоль и поперек всю нормативную документацию.
— Какие программы дополнительного образования сегодня существуют, на кого они рассчитаны?
— Дополнительное образование для взрослых состоит из двух больших частей: общеразвивающие программы (по старому наименованию – курсы) – это программы, направленные на удовлетворение индивидуальных потребностей. Курсы кройки и шитья, тренинги по разговорной речи, курсы иностранного языка, одним словом, любые активности, не требующие от человека базового образования. По окончании таких программ обычно выдается сертификат. И здесь речь идет о непрофессиональных программах. Дополнительные профессиональные программы созданы для людей, которые уже имеют либо среднее профессиональное, либо высшее профильное образование. Если говорить о программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, они позволяют углубить или расширить имеющуюся квалификацию, либо ее сменить, освоить другую сферу деятельности. Программы профессиональной переподготовки можно смело рассматривать как альтернативу второму высшему образованию, которое можно получить за 3-6 месяцев. Выдаваемые по окончании таких программ дипломы – такое же подтверждение квалификации, как и диплом о первом высшем образовании.
— Возможно ли получить в ДГТУ дополнительное образование бесплатно?
— Расходы на получение дополнительного образования, поднимающего профессиональный и социальный статус, на самом деле являются инвестициями в свое будущее. В то же время для населения существуют программы, оплачиваемые государством.
Сегодня, в условиях неустойчивости рынка труда, обусловленной в том числе и пандемией, государство предлагает огромное количество таких программ, ориентированных на самые разные группы и категории населения: женщин в декрете, граждан, ищущих работу, безработных граждан, лиц в возрасте 50+.
— Какие федеральные проекты в сфере дополнительного образования реализуются в вузе?
— В каждом из действующих национальных проектов есть программы, связанные с обучением. Как опорный многопрофильный университет Ростовской области, мы стараемся участвовать во всех нацпроектах, реализующихся в регионе. С 2019 года мы плотно участвуем в проекте «Демография», направленном на поддержку разных слоев населения, в первую очередь, людей возрастной категории 50+. Поскольку пенсионный возраст был увеличен, многим для сохранения рабочего места приходится пройти переобучение, добрать необходимые компетенции либо переквалифицироваться, чтобы работать на другом месте. В проект «Демография» входит также поддержка женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Существует множество программ, которые помогут улучшить их профессиональные компетенции либо пройти переквалификацию. В этом году в проект добавили еще одну категорию граждан – женщин, у которых есть дети дошкольного возраста и которые хотят сменить работу или не работают.
— Расскажите подробнее о программах содействия занятости. Как можно пройти обучение по этим программам?
— На портале «Работа в России» необходимо объявить о своем намерении трудоустроиться с помощью государства – получить статус ищущего работу. Гражданин может выбрать любую из программ, реализуемых в его регионе. ДГТУ как региональный оператор этого проекта выступает площадкой для прохождения обучения по таким программам. Вуз много лет участвует в национальных проектах, мы успели выстроить репутацию в этой сфере и организуем обучение всех желающих в рамках квоты, которая выдается на регион. Мы плотно сотрудничаем с правительством РО и центрами занятости населения Ростовской области. Именно центры занятости проводят работу по определению количества безработных и составлению списка вакансий. Связь с предприятиями крайне важна, без нее невозможно реализовать программы доп. образования качественно, с учетом реальной ситуации на рынке труда. Все программы ДГТУ разработаны с учетом потребностей действующих предприятий и максимально ориентированы на запросы работодателей. В этом году мы планируем не только обучить по программам доп. образования, но и трудоустроить по результатам этого обучения около 2 500 граждан. Сам подход национального проекта изменился. Если раньше, например, ДГТУ нес ответственность только за обучение, то сейчас как региональный оператор проекта «Содействие занятости» мы отвечаем и за трудоустройство граждан.
Мы участвуем также в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство», который направлен на содействие открытию собственного бизнеса, развитию института самозанятых. Государство прилагает немало усилий, чтобы легализовать рынок самозанятых – специалистов, которые оказывают различного рода услуги, в том числе и образовательные. Обучающие программы, ориентированные на эту категорию граждан, помогают им разобраться в устройстве системы налогообложения, познакомиться с вводимыми для них мерами государственной поддержки, освоить взаимодействие с пенсионными фондами, словом, получить все навыки, которые необходимы для ведения бизнеса. В 2020 году, реализуя этот национальный проект, мы оказали содействие в открытии своего дела более чем 400 индивидуальным предпринимателям.
Нацпроект «Производительность труда», в котором мы также участвуем с 2019 года, создан для владельцев предприятий и помогает им выявить нереализуемый потенциал своих бизнес-процессов и переобучить работников таким образом, чтобы повысить производительность их труда.
А еще в вузе реализуется множество программ, связанных с цифровой экономикой: программы по бережливому производству, по цифровизации бизнес-процессов, по 1С-бухгалтерии.
— Какие программы наиболее востребованы?
— Среди людей пожилого возраста востребованы программы, направленные на освоение тех или иных цифровых навыков. Молодежь больше нацелена на приобретение hard skills, профессиональных компетенций. Много есть запросов на перепрофилирование: например, человек с инженерным образованием хочет получить еще и юридическое. Для молодежи речь идет чаще всего о смене деятельности, для старшего возраста это, скорее, добавление компетенций.
Очень востребован блок программ, связанных с предпринимательством, это так называемые школы предпринимательства разного уровня, в которых мы рассказываем людям, как открыть свое предприятие и сделать его прибыльным.
Всегда много участников в программах, связанных с управлением персоналом и бухгалтерией. Многие люди, переходя на статус самозанятых, сами ведут бухгалтерию, и у нас есть программы, разработанные специально для них. Бухгалтерская сфера очень динамичная, она постоянно требует освоения новых навыков.
Большой запрос на программы, связанные с инженерной направленностью. Наше производство начинает возрождаться, и возникает пласт управленцев, которые окончили вузы по управленческим специальностям, они уже руководили предприятиями, но сейчас столкнулись с дефицитом инженерных компетенций. Они не разбираются в новых производственных процессах предприятия и хотят добрать инженерные навыки, для того чтобы руководить более эффективно.
— Какую роль играют предприятия-партнеры в реализации программ дополнительного образования?
— У нас около 500 предприятий-партнеров. С некоторыми из них мы составляем совместные обучающие программы, участники которых проходят стажировку непосредственно там, где собираются трудоустроиться. Программу, основанную на теории, даже силами очень квалифицированных кадров – а у нас в штате более 1 200 докторов и кандидатов наук – невозможно реализовать качественно. Кроме того, мы считаем своими партнерами предприятия, которые регулярно обучают у нас своих сотрудников: «Роствертол», «Ростсельмаш», «ДонЭнерго», и многие другие. Есть предприятия, которые заказывают у нас обучение своего персонала время от времени, как «Бонум», например. Другие предприятия, в том числе предприятия малого и среднего бизнеса, проводят у нас переобучение персонала по мере возникновения потребности.
— Возможно ли у вас обучение в дистанционной форме?
— У нас порядка 200 программ в системе дистанционного обучения. Их можно проходить в любом формате: очно, очно-заочно, заочно – и все это с применением дистанционных и электронных технологий обучения. Мы полностью не цифровизируем и не выводим в дистант только те программы, в которых это сделать невозможно. К примеру, без практики невозможно освоить управление беспилотными летательными аппаратами. По всем программам содействия занятости действует обязательная очная часть – прохождение стажировки на предприятии. Но все необходимое для удобства слушателей мы даем дистанционно в виде лекций, семинаров, консультаций.
На сегодняшний день единственный способ выдержать жесткую конкуренцию на рынке труда – постоянное обучение с учетом новейших трендов. Сегодня профессионал – это тот, кто не выпадает из процесса непрерывного обучения.
На этой странице пока нет комментариев